Кто в экипаже главный? Штурман – мастер на все руки!

Кто в экипаже главный? Штурман – мастер на все руки!

Штурман в экипаже занимает очень важное место и по праву называется вторым пилотом.

Главная задача штурмана – быстро и безопасно привести пилота к финишу четко по заданному организаторами маршруту, собрав все обязательные контрольные точки и не нарушая режим скорости в зонах ограничения. Для этого штурманы должны профессионально ориентироваться на местности, владеть пространственным мышлением и уметь работать с Дорожной Книгой.

Штурман также обязан знать технические особенности спортивной техники, уметь произвести оперативный ремонт на трассе в случае поломки.  На длинных лиазонах (дорожных связках до старта спецучастка или после его финиша до сервисного парка/бивуака) штурман заменяет пилота за рулем, давая ему возможность отдохнуть. И конечно, очень важным моментом является такое качество штурмана, как умение находить подход к пилоту, заручиться его полным доверием и способностью быстро гасить возникающие споры. Нередко, опытный штурман в экипаже с пилотом-новичком становится его главным наставником, помогая познавать азы пилотирования и особенности прохождения сложных типов бездорожья, песков и дюн.

А что думают известные и опытные штурманы о своей деятельности? Об этом наш супер-блиц.
Кто в экипаже главный? Штурман – мастер на все руки!Евгений Загороднюк, мастер спорта международного класса, штурман Руслана Мисикова

Самые главные качества хорошего штурмана на ваш взгляд?

Евгений Загороднюк: «Самое главное качество – не заблудиться!»

Дмитрий Павлов: «Стрессоустойчивость конечно!»

Александр Куприянов: «Главное – это чувство юмора!»

Иван Мальков: «Я стал штурманом недавно, и считаю, что самое главное – это дисциплина – следовать четко времени, следить за информацией, соблюдать регламент и прочее».

Павел Гаранин: «Видеть дорогу, считывать рельеф. Это как раз то, что приходит с опытом».

Кто в экипаже главный? Штурман – мастер на все руки!
Дмитрий Павлов, мсмк, штурман Романа Русинова, команда G-Drive

Что вы думаете про эволюцию Дорожной Книги и переход от черно-белого бумажного формата к цветному и  электронному? Какие плюсы и минусы?

Евгений Загороднюк: «Каждый штурман до нововведений привык своим цветом обозначать позиции, и как-то это было привычнее, что тебе дают книжку и ты можешь с ней поработать, А с цветным вариантом —  всё с нуля, получаешь уже раскрашенный вариант, с теми цветами и едешь, так как не успеваешь много на лиазоне  поправить. В современном мире приходится подстраиваться под организаторов и работать по их правилам».

Дмитрий Павлов: «Мне все равно, я уже в возрасте 50+, поэтому я что в черно-белом ее не вижу, что в цветном. Главное, чтобы побольше следов было!»

Александр Куприянов: «С цветным роудбуком полегче, конечно, можно поспать ночью.

Иван Мальков: «Я считаю, что этот переход стал более справедливым к участникам, все получают книгу в одно время и соревнуются в равных условиях. Никто заранее не может уже дополнительно по компьютеру посмотреть карты, треки. Что касается цветного формата, то раньше было интереснее, так как можно было делать свои личные пометки, которые были полезными. Но в целом, минусов меньше, чем плюсов».

Павел Гаранин: «Плюсы – это то, что не нужно тратить время и маркеры. Здесь в Астрахани, например, очень объемный роудбук, с которым можно всю ночь работать. Электронные роудбуки имеют свои нюансы, к которым тоже надо приспособиться и привыкнуть».

Кто в экипаже главный? Штурман – мастер на все руки!
Павел Гаранин, штурман Сергея Вязовича «МАЗ-СПОРТавто»

Какие особенности в навигации на гонке «Золото Кагана» вы бы выделили?

Евгений Загороднюк: «Вся гонка очень сложная и напрягаться приходится на протяжении каждого спецучастка».

Дмитрий Павлов: «Бывают ненавигационные «нежданчики», но пишут опытные люди, поэтому всё правильно, и ещё одна особенность —  всё слишком подробно проипсано. На «Золото Кагана» всегда самый толстый роуд-бук!».

Александр Куприянов: «В КАМАЗе при том темпе, который у нас уже взят, надо запоминать несколько позиций, так как трясет-трясет и порой сложно внимательно смотреть роудбук. Особенностью считаю как раз сложная навигация в условиях трехмерности, ударных нагрузок и тряски».

Иван Мальков: «Надо четко следить за дорожкой, так как здесь, в Астрахани очень много старых гоночных треков, и других дорожек, развилок, поэтому максимальная внимательность здесь в приоритете».

Павел Гаранин: «Много курсов, традиционно для Астрахани».

Кто в экипаже главный? Штурман – мастер на все руки!
Александр Куприянов, штурман Сергей Куприянова, команда «КАМАЗ-мастер»

Легенда какой гонки запомнилась вам навсегда и почему?

Евгений Загороднюк: «За мою штурманскую карьеру было очень много интересных гонок и не могу выделить какую-то одну.

Дмитрий Павлов: «Игорь Кан делал легенду с фотографиями, в правой строке были фотки с позициями».

Александр Куприянов: «Легенда нашей первой «Африки Рейс». Нас предупреждали, что к этой дорожной книге надо привыкнуть, так как каждый пишет по-своему. В Африке она тоненькая, и там прописано только то, где можно реально разложиться. Все остальное и то, что видно на глаз, никогда не прописывается. Несколько наших коллег в первые дни получили серьезные повреждения техники, и говорят: «Не написан же овраг? Ответ оргов: «Так вы спускаетесь с горки и его видно за 500м. Если бы он из-за угла был, мы бы прописали, а если его и так видно, то мы его не прописываем».

Иван Мальков: «Для меня «Золото Кагана» —  это первая гонка на позиции штурмана, и именно его легенда, наверное, запомнится навсегда».

Павел Гаранин: «Для меня есть три стиля написания книги. Это «стиль Владимира Королева», когда на 300км пишется роудбук на 80 страниц – очень подробная книга! Есть стиль «Дакара» – это примерно 30-35 страниц на ту же дистанцию, и однажды в Туркменистане я встретил  «стиль Шлессера» – у него на 300 км дорожная книга на 10 страниц».

Кто в экипаже главный? Штурман – мастер на все руки!
Иван Мальков, штурман Андрей Каргинова, команда «КАМАЗ-мастер»

Топ-3 штурманов все времен?

Евгений Загороднюк: «Идеалов нет, нужно самому стремиться и расти профессионально. Позиционируются, конечно, топовые мировые штурманы из заводских команд».

Дмитрий Павлов: «Анри Мань, Жан-Поль Коттре, третьего забыл. К сожалению, двух из моего «топ-3» уже нет. Во времена этих штурманов была честная борьба, не было ни мэппингов, ни трекингов, скорости были не маленькие, и профессионализм штурмана был очевиден»,

Александр Куприянов: «Айдар Беляев и Андрей Мокеев».

Иван Мальков: «Это штурманы нашей команды «КАМАЗ-Мастер». Они очень опытные, делятся информацией и своим опытом, поэтому они для меня самые показательные».

Павел Гаранин: «Не задумывался об этом. Нравится Женя Яковлев, а из мировых топов не знаю, кого выделить – бывает, как говорится, и на старуху проруха. Раньше, пока у меня опыта было мало, с Жильцовым много разговаривал. Он рассказывал, как его Шлессер учил, с Олегом Уперенко тоже общались на эти темы».