Сезон Can-Am X Race завершен: победить в России, чтобы стартовать в легендарном марафоне Africa Eco Race

Сезон Can-Am X Race завершен: победить в России, чтобы стартовать в легендарном марафоне Africa Eco Race

Текст: Ольга Еремеева для Drom.ru, Фото: Лина Арнаутова и Дмитрий Гальчун

Сезон крупнейшей квадрогонки страны — завершен, ветер, дождь, а затем и снег окончательно сотрут следы колёс с внедорожных трасс. Что ждать от нового сезона? Конечно, новых гонок!

Что же такое «крупнейшая квадрогонка страны»?

Сезон Can-Am X Race завершен: победить в России, чтобы стартовать в легендарном марафоне Africa Eco RaceCan-Am X Race – это любительская серия соревнований для владельцев квадроциклов (ATV) и мотовездеходов с посадкой «плечом-к-плечу», или side-by-side vehicle (откуда и пошло название классов SSV). За основу взят принцип проведения ралли-рейдовой гонки, где участники едут по указаниям дорожной книги или «легенды», преодолевая различные виды и формы бездорожья – степные дороги, пески и барханы, гравийные участки, а иногда прыгая на трамплинах. Организатором серии выступает компания BRP и ее официальный дилер в России – компания Formula 7, которая владеет брендами снегоходов Ski-Doo и Lynx, родстеров Spyder, гидроциклов Sea-Doo и уже известных нам квадроциклов и мотовездеходов Can-Am.

Сезон Can-Am X Race завершен: победить в России, чтобы стартовать в легендарном марафоне Africa Eco RaceСерия замечательна тем, что подать заявку на участие может любой желающий — определяющим критерием является лишь наличие водительских прав соответствующей категории. В классе квадроциклов техника для участия – стандартная, но необходимы минимальные доработки, обеспечивающие безопасность водителя: обязательны зеркала заднего вида (обгоны на трассе должны быть безопасны) и размыкатель электрической цепи (призван обесточить технику, если что-то пошло не так). Для класса мотовездеходов доработки чуть серьезнее – усиление дополнительными элементами штатного каркаса безопасности, установка дверки (она «по умолчанию» не во всех комплектациях) и защитной сетки над дверью. Экипировка водителей должна обязательно состоять из сертифицированного шлема и системы защиты шеи, а также индивидуального комплекта несгораемой защитной одежды.

Сезон Can-Am X Race завершен: победить в России, чтобы стартовать в легендарном марафоне Africa Eco RaceСпортивный зачет ведется среди четырех классов раздельно: ATV (для квадроциклистов) и SSV Standart, SSV Sport и SSV Super Sport — для экипажей на мотовездеходах, а также в абсолютном зачете – для выявления лучшего среди всех заявленных участников. Кроме того, есть отдельный «не спортивный» класс Adventure – в нем выступают новички, еще лишь постигающие азы чтения дорожной книги и искусство настройки подвески. Данный зачёт полезен с точки зрения знакомства с дисциплиной в широком смысле, хотя сейчас соревнование больше напоминает спортивный туризм с ориентированием и взятием контрольных точек.

Сезон 2018 года включал в себя три соревнования

Сезон Can-Am X Race завершен: победить в России, чтобы стартовать в легендарном марафоне Africa Eco RaceПервый этап проходил в апреле в Арчединско-Донских песках Волгоградской области и собрал более сотни спортсменов из 18 регионов России, а также из Казахстана, Литвы и Украины. Среди участников гонки были победители и призеры крупнейших внедорожных марафонов планеты, чемпионы России по ралли-рейдам, а также победители отдельных этапов и серий прошлых годов. Трасса получилась разноплановой и каждый в экипаже нашел для себя любимые занятия. Для пилотов – это скорость и искусство управления техникой, и, конечно, немного бродов, штурманам – работа с «задачками» дорожной книги и езда по указателю курса.

Сезон Can-Am X Race завершен: победить в России, чтобы стартовать в легендарном марафоне Africa Eco RaceСледующий этап в начале августа принимала Удмуртская Республика, где в рамках мероприятия, кроме традиционного зачета серии состоялось официальное классифицируемое соревнование (это означает, что спортсмены могут претендовать на присвоение спортивных разрядов и званий) – этап Кубка России по ралли-рейдам в категории Т3 турбо. Разумный шаг по развитию рейдовой дисциплины от Российской Автомобильной Федерации, ведь Can-Am X Race – это своеобразный заповедник, в котором турбированные мотовездеходы занимают солидный процент участников самой популярной любительской серии. Удмуртское бездорожье было очень культурным, если пытаться применять это определение к «отсутствию дороги», и больше напоминало гравийные трассы классического ралли, но с легкими элементами внедорожных гонок. То есть организаторы нашли-таки возможность завести спортивный канал хотя бы в глину. Борьба за высокие строки в протоколах была достаточно острой и тройка лидеров менялась от спецучастка к спецучастку.

Сезон Can-Am X Race завершен: победить в России, чтобы стартовать в легендарном марафоне Africa Eco RaceЗавершающий серию третий этап, перенес пелотон участников в осеннюю Челябинскую область на холмистую местность, где полевые и лестные участки сменялись степными. Большая ответственность лежала на штурманских плечах – необходимо не проморгать тот момент, когда на выезде из березовой рощи нужно двигаться указанным в дорожной книге курсом, чтобы попасть на заросшую малозаметную дорожку. Финальный этап был отмечен, как самый сложный, — ему был присвоен повышенный коэффициент для начисления очков экипажам.

На финише сезона

Сезон Can-Am X Race завершен: победить в России, чтобы стартовать в легендарном марафоне Africa Eco RaceК финальному этапу квадроциклисты «нагнали саспенса» — трое участников подошли к «разборкам» в финале с одинаковым количеством очков. Самым стабильным и внимательным из этой тройки оказался Владислав Маликов из подмосковного Останкино, ведь в категории ATV пилот одновременно является сам-себе-штурманом.

Категория ATV (All-Terrain Vehicle)

1

Владислав Маликов *

Останкино, МО

BRP Can-Am Renegade 1000 X XC

2

Сергей Храмушин

Москва

BRP Can-Am Renegade 1000 X XC

3

Алексей Зверев

Рыбинск, ЯО

RM 800

 

В SSV Standard к третьему этапу в итоговом протоколе серии оказалось почти все также плотно, как в ATV, но два удмуртских экипажа были готовы по-товарищески поделить подиум по итогам сезона, один из них Анатолий Кузнецов/ Алексей Смолин, добравшись до финиша финального этапа за пределами первой тройки и стал победителем серии.

Категория SSV Standart

1

Анатолий Кузнецов/
Алексей Смолин

Воткинск, РУ

BRP Can-Am Maverick X RS

2

Виталий Шишменцев/
Алексей Волокитин

Екатеринбург

BRP Can-Am Maverick

3

Фарит Губаев/
Александр Чернов

Ижевск

BRP Can-Am Maverick 1000 XMR

 

В группе SSV Sport как минимум шесть экипажей могли претендовать на призовой подиум по итогам сезона. Стабильность выступлений — третий этап и третий призовой подиум — позволили экипажу Азата Минниханова/ Ильназа Гиззатуллина удержать лидерство.

Категория SSV Sport

1

Азат Минниханов/
Ильназ Гиззатуллин

Казань

BRP Can-Am Maverick X3 XDS Turbo R

2

Иван Стахеев/
Андрей Сталаш

Заречный, СО

BRP Can-Am Maverick X3

3

Артём Шумейко/
Роман Елагин

Москва

POLARIS RZR XP 1000

 

Сезон Can-Am X Race завершен: победить в России, чтобы стартовать в легендарном марафоне Africa Eco RaceСамая многочисленная категория — SSV Super Sport, тут три экипажа расположились в десятиочковой близости друг от друга, и еще три наступали на пятки, имея математические шансы стать призерами серии. Выступление без единой штрафной минуты позволило дуэту Сергея Карякина/ Антона Власюка завершить сезон с золотыми наградами.

Категория SSV Super Sport

1

Сергей Карякин/
Антон Власюк

Екатеринбург

 

BRP Can-Am Maverick X3 X RS

2

Раис Минниханов/
Вячеслав Мизюкаев

Казань

BRP Can-Am Maverick X3 X RS

3

Денис Кротов/
Дмитрий Цыро

Москва

BRP Can-Am Maverick X3 X DS

 

Победители и призеры прошлого сезона, пилоты Ирек Миннахметов и Артём Хайруллин по правилам серии не могут претендовать на победу в одной из зачетных категорий, а соревнуются только в Абсолютном зачете (среди всех заявленных экипажей вне зависимости от класса). Чем они и воспользовались, доказав свой высокий уровень мастерства.

Абсолютный зачет

1

Артем Хайруллин/
Алексей Кузьмич

Москва

BRP Can-Am Maverick X3 X RS

2

Ирек Миннахметов/
Кирилл Шубин

Казань

BRP Can-Am Maverick X3 X RS

3

Сергей Карякин/
Антон Власюк

Екатеринбург

 

BRP Can-Am Maverick X3 X RS

 
Победитель получает всё!

Сезон Can-Am X Race завершен: победить в России, чтобы стартовать в легендарном марафоне Africa Eco RaceПопасть на легендарный «Дакар» — мечта многих участников квадросерии, ведь за годы успешной работы она вырастила немало талантливых пилотов, ставших впоследствии победителями международных марафонов, таких как Сергей Карякин – победитель ралли «Дакар-2017» и Александр Максимов – победитель «Африка Эко Рейс-2017» в зачете квадроциклов.

В рамках подписанного партнерского соглашения два быстрейших пилота Can-Am X Race (один в ATV, другой в SSV) по итогам сезона получат сертификаты на участие в «Африка Эко Рейс-2019», каждый номиналом в 6000 евро. Кроме того, все участники серии Can-Am X Race получат право регистрации на «Африка Эко Рейс» по специальным льготным тарифам, действующим на весь период приема заявок.

11-е издание гонки «Африка Эко Рейс» пройдет с 30 декабря 2018 по 13 января 2019 года со стартом на юге Франции и финишем на Розовом Озере в Дакаре (по маршруту «классического Дакара», до переезда гонки в Южную Америку). Участников ждет великолепный марафон, проложенный через территории Марокко, Мавритании и Сенегала. Ралли-рейд будет включать 6500 км. дистанции, около 4500 км. спецучастков, 12 этапов и один день отдыха. В концепции гонки будут сохранены кольцевые спецучастки в Мавритании на базе двух бивуаков, а также этап-марафон «500 миль». Более 70% трасс будут проложены по пескам и барханам пустыни Сахара и лучшим песчаным эргам, а предгорья, каменистые плато, солончаки и саванны дополнят разнообразие покрытий.

Что год грядущий нам готовит?

Сезон Can-Am X Race завершен: победить в России, чтобы стартовать в легендарном марафоне Africa Eco RaceНа церемонии торжественного награждения третьего этапа были объявлены планы на следующий Can-Am X Race. Десятый сезон популярнейшей гонки на квадроциклах и мотовездеходах вновь будет состоять из трёх этапов. Квадросерия стартует в конце мая в столице Татарстана, затем участников ждут трехмерные сказочные дороги Карелии. Финал Can-Am X Race 2019 состоится в ралли-рейдовой Мекке — Астраханской области. До окончательного завершения текущего сезона у спортсменов осталась одна приятная обязанность — посетить торжественное награждение по итогам 2018 года, которое состоится в конце ноября в Москве.

* — Решением Оргкомитета серии от 17.09.2018 г. участник был лишен звания победителя Открытой внедорожной квадросерии Can-Am X Race 2018, кубка, медали, призов за неспортивное поведение и нарушение п. 7.11 Общего регламента серии Can-Am X Race 2018 (пользование gsm-приборами).

 
Бонус-трек

Сезон Can-Am X Race завершен: победить в России, чтобы стартовать в легендарном марафоне Africa Eco RaceЭкипаж любого мотовездехода SSV состоит из двух человек – пилота и штурмана.

 

Сезон Can-Am X Race завершен: победить в России, чтобы стартовать в легендарном марафоне Africa Eco RaceНа квадроцикле ATV едет один человек. Он сам себе пилот, сам же – штурман.

 

Сезон Can-Am X Race завершен: победить в России, чтобы стартовать в легендарном марафоне Africa Eco Race«Рабочее место» штурмана: в руках дорожная книга; перед глазами навигационный прибор Terra Trip, показывающий гоночную статистику – пройденные расстояния, время на спецучастке, запас топлива. На приборе ERTF видны координаты экипажа в пространстве и если нужно, то отслеживается движение курсами. Пилоту остается только слушать указания штурмана рулить.

 

Сезон Can-Am X Race завершен: победить в России, чтобы стартовать в легендарном марафоне Africa Eco RaceНа квадроцикле присутствуют уменьшенные табло тех же самых приборов навигации и «рулончик» с дорожной книгой. Пилоту необходимо отслеживать счетчик общего пройденного расстояния и нажимать ручку на рычаге, чтобы увидеть следующие позиции в дорожной книге.

 

Сезон Can-Am X Race завершен: победить в России, чтобы стартовать в легендарном марафоне Africa Eco RaceНе все приборы контроля и навигации имеют небольшие размеры, полноразмерный SMM-прибор приходится размещать так, чтобы иметь хороший прием сигнала.

 

Сезон Can-Am X Race завершен: победить в России, чтобы стартовать в легендарном марафоне Africa Eco RaceДля отслеживания экипажа он-лайн на треке и для обеспечения процедур безопасности ему выдаются выносная антенна и приборы GPS. Sentinel – для подачи сигнала экипажу, которого нужно обгонять на трассе. inReach – для подачи сигнала «ОК» или «SOS» в случае аварии на гоночном треке. SMM – для проверки прохождения путевых точек, в соответствии с дорожной книгой.

 

Сезон Can-Am X Race завершен: победить в России, чтобы стартовать в легендарном марафоне Africa Eco RaceКонтрольная карта – обязательная процедура отметок экипажем на пунктах контроля времени происходит с помощью этого «карнета». На пунктах КВ и старта судьи отмечают назначенное время (часы и минуты), в соответствии с которым необходимо въехать на пункт контроля времени. Не раньше и ни позже, иначе будет начислено штрафное время. В графе «стоп» – отмечается фактическое время финиша экипажа, а в графу «финиш» записывается результат, показанный на специальном участке, выраженный в часах, минутах и секундах.

 

Сезон Can-Am X Race завершен: победить в России, чтобы стартовать в легендарном марафоне Africa Eco RaceНа старте специального участка судья, отдав «контрольку» участнику, информирует за 30 секунд, что подаст команду на старт. А последние пять секунд перед стартом, хронометрист начинает отсчет времени, показывая знак рукой с нужным количеством пальцев – 5-4-3-2-1, а зачем убирая руку взмахом, одновременно запускает секундомер. На фото – осталась одна секунда перед стартом СУ.

 

Сезон Can-Am X Race завершен: победить в России, чтобы стартовать в легендарном марафоне Africa Eco RaceСезон Can-Am X Race завершен: победить в России, чтобы стартовать в легендарном марафоне Africa Eco RaceСезон Can-Am X Race завершен: победить в России, чтобы стартовать в легендарном марафоне Africa Eco RaceСезон Can-Am X Race завершен: победить в России, чтобы стартовать в легендарном марафоне Africa Eco RaceСезон Can-Am X Race завершен: победить в России, чтобы стартовать в легендарном марафоне Africa Eco RaceСезон Can-Am X Race завершен: победить в России, чтобы стартовать в легендарном марафоне Africa Eco RaceСезон Can-Am X Race завершен: победить в России, чтобы стартовать в легендарном марафоне Africa Eco RaceСезон Can-Am X Race завершен: победить в России, чтобы стартовать в легендарном марафоне Africa Eco RaceГоночные трассы включают в себя различные типы покрытий специальных участков, встречаются лестные дороги, пески и дюны, гравий и глина, болотистые участки и даже броды.

 

Сезон Can-Am X Race завершен: победить в России, чтобы стартовать в легендарном марафоне Africa Eco RaceПосле путешествий по различным типам покрытий на «кибитке» без стекла, приходится отмывать и приводить в порядок не только багги, но и стирать комбинезоны, отмывать шлемы.

 

Сезон Can-Am X Race завершен: победить в России, чтобы стартовать в легендарном марафоне Africa Eco RaceВ автомобилях технической поддержки – «техничках» — есть всё! Необходимый инструмент для производства любого вида работ в полевых условиях и запас запчастей, аккуратно разложенных по ящикам, чтобы проще было найти нужную деталь.

 

Сезон Can-Am X Race завершен: победить в России, чтобы стартовать в легендарном марафоне Africa Eco RaceСреди батареи аммортизаторных стоек Райгер и запасных рычагов с вариаторами можно обнаружить «эликсир храбрости», без которого тоже никак 🙂 В техничке есть всё, помните?