«Подмосковье» – третье место в чемпионате России

«Подмосковье» – третье место в чемпионате России

Чемпионат России по ралли-рейдам сезона 2024 завершён. Победители празднуют шампанским, а проигравшие ведут работу над ошибками.

Год был сложным и насыщенным. География гонок чемпионата раскинулась от Санкт-Петербурга до Астрахани, от Владимира до алтайского Кош-Агача. Несколько тысяч километров пришлось проехать участникам по «боевым» трассам, а по асфальту счёт перевалил за 10 тысяч.

К сожалению, для команды «Подмосковье» год вышел скомканным. После двух лет триумфальных побед в командном зачёте, в этом сезоне был оформлен сход ещё посередине дистанции.

 

Баха «Россия – Северный лес»

 

Начиналось всё для команды весьма удачно. Два экипажа на серийных Toyota LC200, заявленные на сезон, под управлением Антона Мельникова и Константина Иванова были готовы отстоять чемпионский титул в третий раз. При этом Иванов должен был выступать не в Т2, а в классе Рейд-спорт, где конкуренция за призовые места высока. Первая же гонка сезона показала, что завоевать титул будет непросто. В Рейд-спорте продолжали доминировать более мощные и энерговооруженные «Газели» команды «ГАЗ Рейд Спорт», а в Т2 неожиданно захватили лидерство представители заводской команды УАЗ. Несмотря на это, распределение экипажей «Подмосковья» по двум зачётным категориям дало свой результат. По правилам проведения ралли-рейдов, в командном зачёте очки начисляются только за один экипаж в классе. Поэтому второе место Иванова/Горькова в «рейде» и третье Мельникова/Николаева в Т2 принесли команде золото.

 

Баха «Золото Кагана»

 

Второй этап сезона считается одним из самых сложных и интересных, и на эту гонку всегда собирается большое количество спортсменов. «Золото Кагана» проходит в Астраханской области по степным дорогам и пескам. Участие в бахе грузового зачёта Т5 усложняет трассу для остальных экипажей. Когда с десяток многотонных грузовиков проходят по пескам, то после них остаются огромные колеи, в которых остальным машинам невероятно сложно ехать. Поэтому победа очень во многом зависит не от «кошелька», а от мастерства пилота и точной работы штурмана. Распределить свои силы и запас прочности машины на почти тысячу «боевых» километров, предусмотреть необходимые настройки подвески и мотора, подобрать правильное масло, способное выдержать запредельные нагрузки – всё это кропотливая и чёткая работа команд.

 

Выбор моторного масла «Подмосковье» доверила специалистам нового бренда LEMARC – производителя трансмиссионных и индустриальных масел для российского рынка и ближнего зарубежья. Были учтены все нюансы предстоящей гонки: высокие температуры, огромные нагрузки на двигатель, спортивные настройки. И стоит отметить, что масло LEMARC отлично справилось со своей задачей. В то время как у соперников один за другим оформлялись сходы, в том числе и из-за поломок мотора, подмосковные пилоты продолжали борьбу до самого финиша. Такой скрупулезный подход к деталям принёс свои плоды. И вновь «Подмосковье» смогло забрать «Золото Кагана». После окончания гонки специалисты LEMARC взяли пробы масла и в лабораторных условиях провели тщательный анализ, чтобы выбрать тип смазочных материалов на предстоящее Международное ралли «Шелковый путь».

 

«Шелковый путь» из России в Монголию. Досрочный финиш

 

Главное и самое яркое приключение сезона – Международное ралли «Шелковый путь». Антон Мельников начинал свою гоночную карьеру именно с этого соревнования. В 2009 году, в самом первом издании гонки, Мельников выступал в любительском зачёте, а в 2022-м вместе с Антоном Николаевым выиграл заветного «Белого тигра» в классе Т2. В рамках международного соревнования проходил третий этап чемпионата России. Впервые маршрут национального первенства затрагивал территорию Горного Алтая. Этот регион ещё ни разу не принимал у себя гонки высшей лиги российских ралли-рейдов, и никто из её завсегдатаев не знал, что ждёт их на трассе.

 

Дистанция чемпионата была не слишком большой, порядка 600 километров из Томска в приграничный Кош-Агач. Основные сложности ждали спортсменов в Монголии. Однако неудачи стали преследовать пилотов «Подмосковья» уже с первых километров. На финише пролога TOYOTA LC200 Мельникова и Николаева загорелась.

 

«Пожар был экстраординарной ситуацией, этого никто не ожидал. Мы со старта почувствовали, что попахивало соляркой, но думали, что это механики немножко пролили при заправке машины. 25-километровый пролог был достаточно жёстким, мы уже натряслись, останавливаемся в створе судейского пункта «Стоп» и понимаем, что пахнет уже не просто соляркой, а горелым, и из-под капота идёт дымок. Выскакиваем из машины, Антон хватает наши сумки с документами – это его главная задача в нештатной ситуации, я открываю капот, а там уже открытое пламя. Хватаю огнетушитель, тушу, кричу пожарным: «Давайте воду!» Они всё пролили, а у зрителей был восторг, когда машина после этого завелась и уехала сама. Даже я не ожидал», – рассказал Антон Николаев.

 

Дальше, как говорится, больше. Константин Иванов с Александром Горьковым были заявлены в классе Open. В этом зачёте, как правило, участвуют экипажи, чьи машины не проходят в другие классы и техника здесь приблизительно одинаковая по силам. Однако уральский пилот Алексей Шмотьев был заявлен в этот же класс, так как его мотовездеход CAN-AM MAVERICK R не прошел техинспекцию в зачёт Т3. Суперсовременная, лёгкая и быстрая «кибитка» с первых километров оставила позади всех соперников в Open. Поэтому было принято решение не губить машины и в спокойном темпе проехать спецучастки чемпионата, оставив все силы на Монголию. В итоге оба экипажа финишировали в Кош-Агаче с серебряными наградами в классах и вновь завоевали командное золото.

 

«Дистанция чемпионата была небольшая, но организаторам удалось выжать из нас все соки. Трасса очень тяжёлая, но интересная. Пусть не удалось добиться лучшего результата, но я доволен, «Подмосковье» продолжает лидировать», – рассказал руководитель команды Антон Мельников.

 

«По технике никаких проблем. Чуть-чуть погорели, чуть-чуть сломали амортизатор, бревно поймали, но ни мотор, ни коробка не вызвали никаких проблем – всё идеально. Эксперты нашего партнера LEMARC потрудились не зря. Даже на тяжёлых высокогорных участках мотор работал идеально», – отметил Антон Николаев.

 

На последних этапах в России появилось понимание, что что-то не так с турбиной. Скорее всего, из-за того, что участки проходили на большой высоте, двигателю не хватало воздуха. Было принято решение оставить одну техничку в России и докупить необходимые запчасти, чтобы устранить проблему.

 

На первом же спецучастке в Монголии двигатель на машине Мельникова перестал «тянуть», а после и вовсе остановился и заклинил. Была надежда взять «джокер» и починиться, но, к сожалению, техничка с нужными деталями так и осталась в России, потому что граница закрылась на пять дней из-за праздника Наадам.

 

А на следующем спецучастке такая же проблема возникла и на машине Иванова. Топливо в Монголии не такого качества, как в России. Видимо, всё это и дало такой эффект. Отсутствие необходимых запчастей поставило крест на финише в ралли, пусть даже и с «джокером». Оба экипажа были вынуждены оформить сход.

 

Тем не менее задачи, поставленные на этап чемпионата, были выполнены и оставалось проехать ещё четыре гонки в сезоне для третьей победы подряд в командном зачёте.

 

Долг или победа?

 

Многие российские спортсмены с февраля 2022 года стали вести активную волонтерскую деятельность. Пилоты «Подмосковья» регулярно отправляют грузы в зону СВО, помогают бойцам на передовой. Кто-то просит запчасти, кому-то нужны дроны, маскировочные сетки и т. д. Всё это собиралось и отправлялось силами команды. И после финиша «Шелкового пути» сложилось, так, что долг перед Родиной потребовал от подмосковных пилотов более активного участия в зоне СВО. Было принято однозначное решение следовать долгу и отказаться от дальнейшего участия в чемпионате.

 

«Так сложилось, что мой экипаж не смог продолжить борьбу. Константин Иванов и Александр Горьков проехали на один этап больше нас. В Юрьев-Польском они вновь принесли команде первое место. И наши шансы на победу стали практически максимальными. Но последние этапы мы пропустили всей командой, так как были нужны в другом месте. Что касается следующего года, пока не могу сказать. Точно планируем ехать ралли «Шелковый путь», а относительно чемпионата – не могу пока даже загадывать», – поделился руководитель команды «Подмосковье» Антон Мельников.

 

По итогам года очков, набранных за четыре этапа, пройденных командой, хватило для третьего места, и экипажи «Подмосковья» стали бронзовыми призёрами в сезоне 2024.